Начало / Периодика / Наши люди / Интервью с Мзией Ягорашвили

Интервью с Мзией Ягорашвили

Сегодня мы в гостях у Мзии Ягорашвили. Эта красивая, добрая, гостепреимная, солнечная (имя Мзия в переводе с грузинского означает «солнце») женщина появилась в Колумбии сравнительно недавно - три года назад. Я знала, что Мзия — тренер по синхронному плаванию, но то, что Мзия ещё и замечательный, талантливый художник, для меня стало открытием. Я видела картины на стенах квартиры, когда приходила в гости, но думала, что это всё — репродукции. Настолько они выглядят профессионально, что у меня и мысли не закрадывалось, что они, оказывается, работы хозяйки дома!

m1_portr_rv

К. Откуда появилась у тренера по плаванию такая тяга к живописи?

М. Я занималась рисованием со школы. Всё время, как я себя помню, я что-то рисовала. На переменках чиркала что-то. Всегда у меня чистый листик лежал в школе на парте. Я слушала учителя, а рука у меня сама что-то рисовала. Может быть, это у меня генетически обусловлено.

К. Кто-то из родственников тоже рисовал?

М. У меня дедушка двоюродный, бабушкин брат, очень хорошо рисовал, у него были замечательные работы.

К. Это было его увлечение, хобби или профессия?

М. Это было хобби. А по профессии своей он был театральным артистом. А работы у него были талантливые, и не только живопись, он и в скульптуре что-то делал. Его работы сохранились, и, когда я играла у бабушки в детстве, я их видила и даже не думала, что это дедушка нарисовал, думала, что это — произведения искусства. Так что, это, наверно, оттуда. У меня и брат хорошо рисовал. Рисовать мне всегда нравилось. Потом, когда закончила институт физкультуры, всегда рисовала для себя. У меня и близкие друзья были из круга художников - моя одноклассница и одноклассник, очень хороший профессиональный скульптор. Это был мой круг общения,  они познакомили меня со своими друзьями-художниками. А когда я работала тренером по синхронному плаванию в бассейне, у нас там была врач, которая, работая врачом, училась при этом в университете на факультете живописи. Она стала врачом только потому, что папа её этого очень хотел, но живопись ей была ближе. Мы с ней подружились очень близко, и когда она пришла ко мне и посмотрела мои работы, то сказала мне: «Пошли, будешь поступать». Я говорю : «Да ты что, надо же хоть как-то подготовиться», а она ответила: «Покажем твои работы руководителю». Показали работы и как-то так незаметно получилось.

К. А поступила куда?

М. В университет Грузинский Государственный (Гос. Университет им. Ильи Чавчавадзе, Тбилиси) на факультет живописи. Тогда я уже начала работать тренером по синхронному плаванию. По утрам в 6 часов у меня была группа в бассейне, потом я шла в университет, там училась и рисовала, а вечером опять у меня была группа по синхронному плаванию. Вот так весь мой день и проходил.

К. А что было после окончания университета?

М. После окончания у меня была и персональная выставка, и совместные выставки. Мои работы даже продавались за границу, что меня поразило. Однажды после выставки зашли и купили несколько работ.

 

m2_peizaz

К. Мзия, а в каком жанре тебе больше нравится работать?

М. Мне очень нравилось рисовать ночной Тбилиси, ночную Грузию. В тот период я просто была увлечена этим. Рисовала в основном пейзажи, хотя было много и портретов. К сожалению, мои лучшие работы после выставки украли. Я была очень расстроена.

m3_portr

 

К. Но это тоже показатель — украли, значит очень хорошие работы были!

М. Да, они мне очень нравились! Но я всегда думала, ничего, я ещё нарисую, но обычно то же самое никогда не получается нарисовать так же.

К. Это точно, как нельзя в одну реку войти дважды. Мзия, а в Америке как продолжалось?

М. Когда я приехала в Техас к брату, я там устроилась в колледж инструктором по разным видам спорта - по плаванию, по синхронному плаванию, в IMC. И так получилось, что русскоговорящие дети, с которыми я общалась, заинтересовались живописью, и я стала с ними заниматься ещё и этим. Кстати, в Тбилиси я тоже занималась с детьми, только с маленькими. Занималась с ними у себя дома — дети детсадовского и младшего школьного возраста — первый — второй классы, 5-6 человек. В тот период это было ещё одно моё увлечение, мне очень нравилось заниматься с детьми. Занимались дважды в неделю по часу. Они рисовали красками под музыку. Я в тот период ещё любила танцевать и в перерывах я им показывала и сальсу и другие танцы, а они просто были в восторге!

К. Просто всестороннее развитие!

М. Да. А в Техасе я уже стала заниматься с детьми живописью, графикой, поделками из разных материалов.

К. Насколько я знаю, то в отличие от России, в Америке учат рисовать не с «натуры», а с фотографии. А как у вас шло обучение?

М. Я ставила им натюрморт, а для желающих были фотографии, точнее, репродукции известных картин. Когда детям было немножко лениво писать натюрморты, они приносили с собой репродукции, и я им помогала. Не хотелось их заставлять, надо чтобы обучение шло в удовольствие. Старшим детям хотелось научиться рисовать фигуру, портреты.

К. Насколько я знаю, это — самое сложное, поскольку подразумевает наличие элементарных знаний анатомии человека.

М. Чтобы познакомить с анатомией человека, я им давала специальные книги.

К. Мзия, а какими красками вы рисовали — акварель, масло?

М. Нет, акварелью мы не писали, потому что техника писания акварелью считается одной из самых сложных.

К. Правда? Когда я училась в художественной школе в России, мы только акварелью и писали. Хотя, возможно, это просто была самая доступная тогда краска.

М. Когда я училась, то мы сначала писали гуашью, потом переходили на масляные краски и только после этого — акварель. Маслом легче всего писать потому что можно замазать ошибки и никто их не увидит. А в акварели если ошибся — сложно исправить. И графика должна быть чёткая, и надо чётко знать, что ты делаешь, и только после этого браться писать акварелью. А если пишешь масляными красками, то можно рисовать, перерисовывать, сверху слои краски класть.

К. Но ведь надо при работе с маслом иметь холст, подготовить его — правильно загрунтовать, тоже есть свои нюансы.

m4_grafika

 

М. Да, конечно. Но при работе с маслом, например, были художники, которые когда начинали работать, не знали что они будут писать, абстракционисты, например. Только когда они начинали рисовать, они представляли, что это будет. Кстати, у меня в графике то же самое получается. Когда я рисовала тушью, я никогда не знала, что буду рисовать. Я брала тушь и проводила линии, начинала рисовать и только когда заканчивала, понимала, что это.

m5_grafika

 

К. Наверно, такие рисунки как психологический тест можно использовать! :-)

М. Да! У моей двоюродной сестры литературный дар, она стихи пишет. Она всегда «расшифровывала» мне мои рисунки, ещё и названия придумывала. Это — в отличие от живописи, где ты всегда знаешь, что рисуешь, если это не абстракция. Рисуя в графике, я всегда даже музыку слушала и рисовала только по ночам, потому что днём мне мешали шумы, например, телефон звонил. А ночью — тишина, все спят, тихо играет музыка и я что-то себе рисую. Когда я занималась живописью, то ко мне и друзья заходили, и соседка кофе попить, я прерывала работу и отвлекалась. В графике я так не могу, я должна была закончить работу за один раз. Поэтому, мне нельзя было отвлекаться вообще.

m6_grafika

К. А при работе с детьми какое-то специальное оборудование вы использовали, мольберт, например?

М. Нет, мы не использовали. Просто работали за столом. Бумагу покупали и вначале рисовали гуашью. А для детей постарше покупали холсты и масляную краску. А есть ещё специальные альбомы, состоящие из листов загрунтованной бумаги под холст.

К. А какие поделки вы с детьми делали?

М. Всевозможные. У меня есть учебная книга, из которой мы брали идеи «Paper Crafts and Origami», делали и оригами, и открытки, и папье-маше из бумаги, маски, аппликации, фигуры животных из скрученной газетной бумаги. Из рваной разноцветной бумаги создавали картину. В зависимости от возраста ребёнка можно выбрать поделки разного уровня сложности. Мы делали с моими детьми открытки из бумаги учителям в школу.

К. Я думаю, что учителя были в восторге!

М. Конечно!

К. Здорово! Как много разных идей для работы руками!

М. Я считаю, что это очень важно для детей. Моя дочь, Николь, умела резать ножницами, когда ей ещё и трёх лет не было. Я сидела рядом с ней и смотрела, чтобы она не порезалась. Я просто видела детей, которые в preschool не знали что такое ножницы, и что с ними можно делать. Ещё я увлекалась изготовлением кукол из папье маше. Потом шили для них из ткани одежду.

К. Здорово! Так можно и кукольный театр сделать!

М. Да, я делала и сама и с детьми. Помимо бумаги я бы хотела ещё заниматься с детьми лепкой из пластилина. Сначала можно будет брать обычный пластилин, как наш «советский», а потом — пластилин, который можно обжигать в печи. Делать небольшие фигурки, скульптурки. Я одно время увлекалась изготовлением нецкэ. Маленькие фигурки с забавными рожицами.

К. Ого, сколько разнообразных увлечений! Мзия, расскажи, пожалуйста про серьги, которые ты сама делала.

m7_sergi2

М. Да, эта техника называется перегородчатая эмаль или финифть. Я этим занималась профессионально и хотела бы заниматься и дальше, делать эмаль на продажу. Мне это очень интересно. Вот этот крест — мой крёстный делал для Николь. Серьги я много делала, потом раздарила. Себе оставила только эти — одни из первых. А вот этот крест был моей второй или третьей работой. Когда я пошла в церковь его освящать, батюшка дал мне своё «добро» - благославение для изображения ликов святых в эмали, изготовления иконок. Без разрешения духовного лица этого, оказывается, делать нельзя.

К. То есть это не просто украшение, это настоящий православный освящённый крест?

m8_krest

М. Да. Эмаль ложится на серебряную основу. Форму делала не я, они продаются отдельно уже готовые. Моя учительница по эмали занималась ещё и ювелирным искусством и делала формы сама, чему бы я тоже хотела бы научиться. А для работы внутри формы берётся тоненькая-тоненькая, как папирус, серебрянная пластиночка. И из неё с помощью пинцета выкладываются контуры на серебряной основе и прикрепляются кое-где специальным клеем. Тем самым задаётся форма. Вся работа – придание формы, закручивание завитков - выполняется пинцетом, а затем режется эта серебряная пластиночка маникюрными ножницами. Потом это всё кладётся в печь, чтобы всё вместе припаялось. Когда всё соединится, накладывается 7-8 слоёв эмали. Накладывается один слой эмали и запекается в печке. Причём, у эмали разного цвета и разных производителей разные температурные режимы запекания. Есть прозрачные краски, а есть не прозрачные и это тоже важно учитывать при выборе режима запекания.

К. Ну это совсем профессиональная работа! Здесь ещё и оборудование специальное необходимо, и знания надо иметь!

М. Обязательно! Ведь это ещё и опасно! В печке температура 800-900 градусов по Цельсию. Выкладывается всё в печку в маленьких решёточках, и надо следить, чтобы они не сгибались. Если пережгёшь, то эмаль начинает трескаться. Это уже надо чувствовать. Я делаю уже это на глаз – заглядываю и когда эмаль начинает плавиться, становится прозрачная и блестит сверху, значит уже можно доставать. Как профессиональный пекарь! Заглянул – ага, надо бы ещё две минуты, хоть время и не совпадает по рецепту! Работа очень кропотливая, занимает несколько дней. Один только крест я делала несколько дней. Те, кто делает такого плана украшения на продажу, как правило, работают уже с готовыми шаблонами и работа идёт у них намного быстрее. А те, кто делает индивидуальные изделия, тратит намного больше времени, но зато работы получаются просто неповторимые. Это уже настоящее творчество. Это то, чем бы я хотела по-настоящему заниматься в жизни, и идей у меня много было.

К. Что же мешает?

М. Надо покупать всё оборудование, где-то находить материалы. Я ведь сама не ювелир, мне надо где-то брать заготовки серебряные. Но я ещё надеюсь к этому вернуться. Занималась я этим в Тбилиси, а здесь, в Америке это как-то не получается пока. Хотелось бы найти того, кто занимается этим в Америке. Вообще мне очень нравится мелкая, кропотливая работа, как, например, графика, как эмаль. Она доставляет мне большое удовольствие, и я могла бы часами сидеть и заниматься такого рода работой. Вот как я начинала делать крестик – начала его рисовать, и потом рука сама какие-то узоры рисует.

К. Мне всегда было интересно, когда говорят:  «художник так видит». Когда я рисовала в своё время, я четко знала, что вижу я совершенно другое, нежели то, что получается на бумаге у меня.

М. Я думаю, что творческий человек делает всегда работы по-своему, он не копирует.

К. Копирование - это, наверно, может быть этапом обучения?

М. Ну да. Вот что мне не очень нравится здесь, в Америке, это то, что дети учатся рисовать только копируя какие-либо картинки из книг. Часто используют современные обучающие книги, где персонажи нарисованы с неестественно большими глазами, как, например, в японских комиксах.  А я находила много книг, обучающих рисованию классическим стилем, на гаражных распродажах за 1-2 доллара. Я, кстати, учила по ним своих старших учеников, которые хотели научиться рисовать настоящие человеческие фигуры. Была у меня одна ученица, которая позднее в Гарвард поступила. В Сан Антонио я ходила рисовать человеческие фигуры в студию, куда детей не пускали. Туда приходили совершенно разные и очень интересные с художественной точки зрения натурщики. У нас в Тбилиси такого не было.

К. Голые натурщики?

М. Да.

К. Ну, тогда понятно, почему детей не пускали!

М. Эта ученица очень хотела научиться рисовать фигуру человека, а натурщика для неё, увы, не было. Для меня голого натурщика рисовать – всё равно, что вазу с цветами! Никакой эротики для меня там не существует. Я смотрю и вижу, какую линию мне надо нарисовать, как тени лежат, какие формы.

К. О – да! Мне напомнило, как в детстве я свою маму акушера-гинеколога спрашивала: «Как ты можешь резать людей?», а она мне отвечала, что она их не режет, а спасает! :-)

М. Ну да, то же самое! Для меня рисовать натурщика настолько естественно и мне это очень нравится – рисовать фигуры. Одно время я рисовала много портретов. Начинала в классическом стиле, а потом – в более импрессионистском, и мне это больше нравилось.

m9_impress_rv

К. Почему?

М. Мне нравятся импрессионисты. Классический портрет – всё равно как фотография.

К. А мне наоборот кажется, что это самое сложное – добиться фотографической точности, как делали, например, придворные художники.

М. Веласкес, например? Да, но зато импрессионисты лучше передают настроение. Это более эмоциональное направление, и это – моё. Мне нравится создавать эмоциональный фон в портрете, показать характер, настроение.

Мы рассматриваем работу Мзии, над которой она сейчас работает – портрет дочери, Николь

m10_nikol

К. Очень нежная работа.

М. Надо ещё кое-что исправить.

К. Мне очень нравится, как написаны глаза. Это первое, на что сразу обращаешь внимание, глядя на портрет.

М. Вообще у меня всегда глаза получались хорошо. Даже мой учитель мне всегда об этом говорил. Когда мы к экзаменам готовились, то мои однокурсники у меня просили даже «помочь им с глазами»! Мне интересно, когда работаешь с кем-то и слышишь мнение, того, у кого есть «свежий взгляд» на твою работу. Был у меня один товарищ, с которым мы вместе учились, который мне очень помогал, «натаскал» буквально. Он всегда очень прямо говорил: «Что за краски такие татарские красно-синие! Давай заново!»

m11_glaza_rv

К. Вкус прививал?

М. Да. И с моей стороны абсолютно не было никаких обид. Он всегда мог мне прямо сказать своё мнение. Иногда не получается деликатно сказать об этом, а когда говорят прямо, то ты как будто просыпаешься и думаешь, а правда, это у меня здесь не так. Нас учили смотреть на рисунок под углом – если получается «ровно» в смысле пропорций под угловым взглядом, то пропорции правильные.  Одно время я рисовала удлинённые фигуры, была увлечена Модильяни.

m12_modil

К. Ох ты! А работы где-то сохранились? Очень было бы интересно посмотреть! Настолько разноплановые увлечения!

М. Часть работ у меня осталась в Тбилиси. Остальное тут у меня «штабелями» сложено.  Кое-что не закончено. Да, и если бы я учила детей рисованию, я планировала бы делать копии и показывать работы великих художников разных направлений, чтобы они знали художников и их работы для общего развития. Обязательно показывать на уроках репродукции. За одно–два занятия изучается один художник: рассказать про него общие сведения, чем этот художник знаменит, делать копии его работ. Сейчас, например, здесь очень популярен Ван Гог, и дети, которые постарше, запросто могли бы справиться с копированием его работ. А младшие...

К. Квадрат Малевича! :-)

М. Да!

К. Здорово! Думаю, детям будет на что посмотреть, что руками поделать, чему поучиться!

М. У меня есть и книги с методиками преподавания рисования, где рассказано, как с помощью рисунка развивать головной мозг, пространственное мышление.  Могу показать работы детей в начале обучения, когда они только пришли, и как они стали рисовать через 6 месяцев.

К. (Посмотрев работы детей) Ого! Разница чувствуется!

М. Да. Главное научить как рисовать линии, передавать свет и тень, чтобы создавать форму в рисунке.  Недавно я вычитала в интернете, что одна из работ Пикассо была продана за 140 миллионов долларов – самая дорогая картина в мире. И она попала в чью-то частную коллекцию. Человек заплатил 140 миллионов за какую-то картину. Ну вложил бы в детей или дал нуждающимся людям. Хотя, может быть, если бы не выкладывали такие деньги за картины, то и не сохранилась бы живопись. А так, по частным коллекциям сохраняются работы. Как Третьяков скупал картины художников-передвижников в свою частную коллекцию. Если бы у меня было бы столько денег, чтобы я могла покупать картины, я бы обязательно покупала бы картины и открыла бы музей, куда люди приходили бы и смотрели их.

К. Мзия, спасибо большое за интервью!

Фотографии оригинальных работ размещены с разрешения автора.

(С) Все изображения и текст интервью. Сайт www.russianmidmo.org. 2012.

(С) Все представленные в интервью картины и ювелирные изделия. Мзия Ягорашвили. 2012.

Comments

Как безумно интересно!!!

Мзия,

Так было интересно читать! Я не только хочу свою девочку привести к тебе в студию, но и сама прийти! Если возьмешь! :)

Глаза

Глаза и вправду удаются здорово! Особенно мужской портрет поразил - глаза просто смотрят в тебя.

Мзия - браво! Работы просто классные! А какое разнообразие стилей!

В Мид-Миссури живет, работает или учится несколько сотен русскоговорящих из разных уголков бывшего СССР. И среди нас есть немало весьма интересных личностей. На странице "Наши люди" мы хотим рассказать о тех замечательных людях, которые живут рядом с нами, а еще лучше - дать им самим рассказать о себе, о своей жизни. Представьте, как это здорово, когда каждый из нас узнает, что его сосед по застолью - необыкновенная личность! Тогда и рюмка чая, выпитая в такой компании, приобретёт особый смак! И чем больше таких необыкновенных соседей, тем богаче и ярче само сообщество, тем интереснее жить в нём!

Содержание публикуемых в этом разделе интервью приводится в том виде, в каком оно одобрено интервьюируемыми перед публикацией на сайте. Соответственно, мы полагаемся на достоверность их слов, однако не можем нести ответственность за содержание их ответов на вопросы наших корреспондентов.

Mon Tue Wed Thu Fri Sat Sun
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31